Я что – то знаю, но не знаю про что.

душевное равновесиеЧасто бывает, что живет себе человек, вроде все хорошо, а что- то внутри гложет. Ощущение, что знает о чем- то, о чем не говорят в его семье. Проходят годы вполне себе хорошей жизни и однажды событийный ряд схлопывается в одном значительном событии, происшествии, неоднозначном поведении окружающих. И вот уже тщательно скрываемое прошлое, умалчиваемые неприятные события, горькие страницы из жизни близких людей или себя просачиваются в нашу жизнь, разматывая тщательный кокон охраны болезненных переживаний. И неважно ваша жизнь подкинула вам похожее событие, или вы просто узнали походя о чем- то в чужой жизни. Обратный процесс разматывания кокона «неприятной гусеницы» уже идёт, принося вновь огорчение и тяжесть, высвобождая с каждой нитью воспоминаний силы, облегчая дыхание и выпрямляя спины. Гусеница страданий и боли высвобождается, чтобы стать бабочкой силы, свободы и легкости.

К чему я про это пишу?

К тому что в каждой семье есть события неприятного толка ( смерти, крупные неудачи, тяжелые болезни, предательства и так далее), которые часто мы стремимся из своей жизни убрать, скрыть. А наши дети в этот момент как самые чувствительные части семейной системы будут тащить на себе странный эмоциональный груз « знаний, которых как- будто нет, переживаний, которых тоже как- будто нет». Это может длиться долго, очень долго, вплоть до момента истины, когда жизнь подкинет им события, через которые они наконец получат облегчение и возможность узнать и пережить те давние события семьи, от которых их отгородили, спрятали, уберегли.

Приближается праздник Радовница, поминовение усопших. В старых традициях взрослые всегда включали детей в эту часть непростой жизни и были правы. В текущих Семейных традициях к сожалению ещё часто прослеживается отрицание неприятных сторон жизни, что приводит к неполной картине мира, росту напряжения, тревоги, удерживанию возрастающего страха смерти. Между тем жизнь и смерть связаны между собой и друг без друга не существуют. Важно Включать детей в ритуал поминовения, рассказывая о событиях минувших дней, знакомить с ушедшими родственниками, включать этот опыт в их жизнь легально, давая им возможность пережить и структурировать опыт на доступном для них сейчас языке. Это важно, любые события, любые смерти, даже самые неоднозначные – это опыт жизни и завершения жизни. Важно научить детей уважению и ценности этого опыта, исходя их которого они будут жить дальше.