Травля от сверстников, почему?

Конфликты между школьниками, формирование в “стаи” и травля “козлов отпущения” – это сегодняшние реалии, с которыми сталкиваются дети уже в возрасте 8-9 лет. Детская агрессия не выбирает между закрытыми школами, гимназиями и школами, в которых преподавание идет по стандартной программе. Не обязательно иметь какие-то определенные, особенные черты внешности или характера. Объектом травли могут стать худые, толстые, отличники, двоечники, богатые, в очках, с рыжими волосами или те, кого родители назвали необычным именем.

Причины проявления агрессивного поведения, среди учеников средней школы, могут быть разными. В их основе лежат потребности возраста. Это тот период, когда дети хотят чувствовать себя частью стаи, полностью ощущая принадлежность к ней. Они осознают себя противопоставляя сверстникам, ведь самоидентификация, как таковая только начинает формироваться. Детям просто необходимо ощущение групповой сплоченности.

Когда процесс обучения и школьного времяпровождения построен так, что у школьников эта общая цель есть, проблем не возникает. Но, все чаще можно наблюдать другую картину. Дети просто приходят, отсиживают уроки и идут домой.

Травля от сверстников

Если нет авторитетного взрослого, способного направить детскую активность в позитивное русло, в классном коллективное, рано или поздно, происходит открытие. Дети вдруг понимают, что можно сплотиться и против кого-то. Вопрос с их самоидентификацией решен, приходит ощущение счастья. Участники травли часто говорят об ощущениях упоения, удали, веселья, эйфории, которые разделяет вся группа. У них складывается устойчивое понимание, что они поступают хорошо, и ощущение совместного дела.

Группа тех, кто участвует в травли, формируется из травмированных, недолюбленных, имеющих страх перед обществом и миром, детей. Ребенок неуверенный в себе, зависящий от оценок сверстников, с высокой вероятностью, будет принимать активное участие в травле. Главные заводилы часто отличаются нарциссическими чертами характера.

Часто можно услышать объяснение травли с позиции этологии. Другими словами, в каждом коллективе, есть дети со свойствами альфа-особей, омега-особей, и так далее. Отрицать это нельзя. Но, так же, стоит помнить, что поведение людей зависит не только от природных инстинктов. Если детский коллектив применил насилие, самостоятельно он не остановится. Тут надо вмешательство взрослого, который за этот коллектив отвечает, иначе, дело может далеко зайти.

От представителей учительского коллектива, часто можно услышать мнение, что положение дел в классах вне уроков, это не их забота. Родителям, столкнувшимся с такой позицией остается одно – переходить в прямую конфронтацию, называя вещи своими именами. Если ребенок еще не достаточно взрослый чтобы постоять за себя, обязанность родителей прекратить это эмоциональное насилие.