Травля была. Как вести себя теперь

Было время, когда в классе травили одного или нескольких детей. Это заметили и в ситуацию вмешались взрослые. Назвав положение вещей, как оно есть, то есть, назвав травлю травлей, и обозначив ее границы, мы, все еще не решаем проблему – как вести себя иначе.
Если только порицать ранее использованные способы поведения и реагирования на ситуацию, но не рассказывая о том, как вести себя теперь, мы вводим детей в состояние стресса и растерянности. Это верный путь к прежнему поведению.Назвать и обозначить проблему не достаточно, необходимо, также, дать решение, в нашем случаи – показать новый тип поведения.

1. Совместно написать новые правила поведения в форме контракта.

Этот достаточно эффективный способ хорошо работает как для детей так и для взрослых. Когда проблема названа и обозначена, предложите детям сами сказать, как стоит вести себя иначе. Это можно сделать как в форме игры так и в форме обсуждения. Если возникают возражения, их необходимо сразу разбирать и обговаривать. То, о чем вы договоритесь, надо записать как новые правила поведения на плакате, повесить в общедоступном для обозрения месте класса и предложить всем детям подписаться под ними. Конечно, по началу, правила будут нарушать. Тогда надо просто показать на плакат со списком правил и подписью нарушителя, напомнив, тем самым, что он с ними ранее согласился.

shutterstock

2. Поддерживать позитивные изменения.

Не менее важным этапом после введения новых правил поведения является их поддержка. Важно, чтобы взрослый, который поднял вопрос травли и помог составить новый список правил поведения продолжал интересоваться ситуацией в детском коллективе. Ему надо, время от времени, спрашивать у класса как у них обстановка, что получилось изменить в связи с введением правил, с чем, возможно, есть трудности.
Можно добавить элементы игры и визуализации. Например, поставить “банку травли”. Если кто-то почувствовал на себе признаки травли, он бросает туда бумажку с описанием ситуации. Раз в три дня или раз в неделю эти бумажки с описаниями ситуаций разбираются. Можно использовать “термометр напряжения” в классе или другую визуализацию понятную детям.
Важно, чтобы класс постоянно ощущал заинтересованность взрослого, и считал преодоление травли общим делом.

3. Показать, что каждый талантлив.

Отличным вариантом поддержать популярность детей в классе является проведение разных конкурсов, смотрин талантов, и других активностей позволяющих проявиться каждому ребенку. Эти действия направлены на то, чтобы показать особенности и ценность каждого ребенка. Ведь кто-то хорошо рисует, кто-то хорошо прыгает на скакалке, у кого-то самая большая коллекция роботов, а кто-то знает все о динозаврах.