Как погасить очаг травли в классе

В школе ребенку приходиться учиться многому. С одной стороны в него “загружают” массу новой информации, ему надо учиться. С другой – есть классный коллектив, другие мальчики и девочки, с которыми надо как-то налаживать общение, дружить, принимать совместное участие в школьных мероприятиях. Класс играет важную роль в жизни каждого школьника. Когда детским коллективом занимается авторитетный взрослый, который видит проблемы и умеет их решать, класс развивается относительно гармонично. Другое дело, когда классные проблемы остаются не решенными.

Травля, в школьном коллективе, является достаточно распространенной проблемой. Определенного ребенка или нескольких, могут игнорировать, дразнить, обзывать, оскорблять, щипать, толкать или бить одноклассники. Чем раньше на помощь классу придет взрослый, тем быстрее и легче пройдет “лечение”.  Если вы поняли, что в классе идет травля и хотите изменить ситуацию, воспользуйтесь советами приведенными ниже.

1. Назовите происходящее.

drazniat-do-slezКогда одного из детей в классе намеренно доводят до слез, совместно и постоянно дразнят, забирают, портят, прячут вещи, обзывают, толкают, щипают, бьют, намеренно игнорируют — это и есть травлей. Если не назвать происходящее как есть, все останется как есть. Ведь ничего страшного не происходит.

Надо провести открытый разговор со всем классом, не только с теми кто был зачинщиком и жертвой происходящего. Ответственным за прекращение травли должен стать взрослый, в идеальном случаи, это учитель. Он должен рассказать классу о происходящем однозначно назвав его. Дети, которые принимают активное участие в травле, часто не осознают, что именно они делают. Тут надо показать происходящее с точки зрения жертвы, но не давить на жалость, а описать ситуацию такой, какой она видна “с той стороны”.

2. Рассказать про отличия.

Все дети, да и взрослые, разные, одни нравятся больше, другие меньше. Но, наши различия, это не повод травить тех, кто на нас не похож. Мы, люди, способны сосуществовать с другими, даже с теми, кто сильно отличается, учиться с ним вместе, принимать участие в школьных мероприятиях. Даже если эти отличия кому-то кажутся совершенно неправильными.

3. Объяснить, что травля это проблема группы.

Хотя, начинает травлю, как правило, один человек и он вроде как зачинщик, но, остальные его поддерживают, а не препятствуют этому процессу. Если в происходящем обвинить этого самого зачинщика, он, как свойственно любому человеку, начнет защищаться. Ситуацию это не решит. Другое дело, когда травля рассматривается как проблема всего класса и решать ее также надо всем вместе.

4. “Включить” моральную оценку.

Если дети просто подчинятся формальному требованию учителя о прекращении травли, результат будет весьма неустойчивым. Другое дело, если они сами поймут, что поступили не правильно по отношению к жертве.

Хорошо обсудить в классе сказку про гадкого утенка. Во время обсуждения сделать акцент не на главного персонажа, который, превратился в белого лебедя и улетел, а на кур и уток, которые его заклевывали. Вряд ли детям, которые участвовали в травле, понравиться эти роли. Эта сказка подойдет и для разговора с конкретным ребенком, который не понимает почему травля это плохо.