На золотом крыльце сидели…

Лего

На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

Такая вот известная детская считалочка, отражающая суть вещей в современном мире, где правит жесткая конкуренция. Странно было бы отрицать то, что все мы с раннего детства в той или иной степени вовлечены в конкуренцию между собой. Причем конкурируем мы на разных уровнях: за успешность у мужчин и женщин, за профессиональные успехи, за место в важной для нас компании, за свой статус, положение в обществе, за друзей и подруг, конкурируем, у кого умнее и удачливее дети, дороже автомобили, пышнее пироги, красивее цветы, больше грудь, длиннее ноги и так далее.

В свое время я работала в детском центре с маленькими детками, приглядываясь к детям, я стала замечать, что среди них выделяется часть детей какой- то особой уверенностью в себе, своей правоте, истинности того, что они делают. Вот выходят маленькие дети на улицу, и через какое-то время замечаешь, что большая часть детей играет уже по чужим правилам в какую-то игру, позабыв свои игрушки и то, чем они занимались. А может быть и так, что выходит ребенок младший по возрасту, предлагает свою игру, и через некоторое время смотришь, а большие дети играют уже по его правилам, абсолютно признавая его право командовать ими. Меня такие ситуации до сих пор удивляют. Причем такие дети попадались у совершенно разных родителей и по культурному и по материальному уровню. Похоже, что определенная уверенность в себе, природная наглость что ли, проявляется у детей на генетическом уровне. Подняв источники, я нашла подтверждение этому в работе А. Протопопова «Трактат о любви…» (Человеческая конкуренция описывается с точки зрения этологического подхода).

Однако, на наши задатки быть уверенными в себе людьми очень сильно влияют многие факторы. Это и то, была ли беременность желанной, как она проходила, были ли угрозы пребывания беременности, какой стиль воспитания принят в семье, в которой родился малыш, насколько принимающая и поддерживающая среда вокруг ребенка. Что мы можем сделать в такой ситуации? Мы можем помочь своему ребенку, детям стать более уверенными в себе, более конкурентоспособными среди других детей. Современными научными исследованиями доказано, что дети начинают осваивать навыки конкурентного поведения с двухлетнего возраста. Особенно ярко это проявляется в семьях, где есть несколько детей с небольшой разницей в возрасте. Такие дети поставлены в условия постоянного дефицита (внимание мамы, папы, достаточность ресурсов, игрушки, конфеты, деньги), то есть они знают на собственном опыте, что последний кусок торта не обязательно будет их, что мама может быть занята другим ребенком и нужно приложить много усилий, чтобы опять привлечь её внимание к себе, что папа тоже не всегда по первому позыву придет и будет только с тобой, что голову у твоей куклы могут оторвать, а твою постройку разрушить, могут нарисовать в твоей тетради или забрать конфету, которую дали тебе. Дети с младшего возраста сталкиваются с ситуацией, когда они вынуждены прилагать усилия для того, чтобы получить желаемое. У них формируется стрессовая устойчивость к таким ситуациям.

Единственные же дети в семье растут в благоприятных условиях, где все ресурсы доступны и их точно хватит (за исключением тех семей, где изначально не хватает ресурсов для полноценной жизни). Такие дети впервые сталкиваются с конкуренцией за пределами дома, в детских группах: сад, школа, спортивная секция. Они оказываются не подготовлены к таким условиям, для них конкурировать — значит испытывать сильный стресс, а в сильном стрессе часто побеждает желание уже не получить вожделенное нечто, а просто выжить с наименьшими потерями для себя. Часть детей, особенно с сильными природными задатками к конкурентному поведению (высокая самооценка) достаточно быстро осваивается в таких ситуациях, а часть детей наоборот «тушуется», испытывает сильные негативные переживания и уступает, прекращает борьбу за то, что им хочется получить.

Как же помочь детям? Хорошую пользу принесет посещение спортивных секций, где конкуренция между детьми за результат носит регламентированный характер, существуют правила и значимые взрослые, которые регулируют спортивную деятельность детей в рамках правил. Хорошо зарекомендовали себя домашние игры по правилам, в том числе и настольные, где есть взрослый, который приучает к конкуренции за выигрыш по правилам. Конечно проще дойти до выигрыша, воспользовавшись грубой силой или невнимательностью, или обманом другого, однако с повторением таких игр до ребенка доходит, что уважение вызывает у других выигрыш, заработанный по правилам, а те, кто правила нарушают, чаще оказываются в изоляции. Еще прекрасный способ — это так называемые жёсткие контактные игры. В эти игры дети очень любят играть практически уже с трёхлетнего возраста. Это контактная борьба ребенка со взрослым, борьба, когда нет перехода на личности, когда есть возможность с помощью взрослого регулировать уровень агрессии ребенка, избегая эмоциональных аффектов злости и ярости. Останавливают игру на уровне возбуждения от схватки, радости и удовольствия от контакта с сильным противником. Дети в этой игре учатся измерять свои силы, выносить достаточно высокий уровень напряжения и конфликтности, при этом не сваливаться в обиду или аффективную злость на уничтожение. Такое «тузанье» друг дружки улучшает взаимопонимание между родителями и детьми, снимает лишнее напряжение, насыщает телесными прикосновениями и, в целом, очень позитивно влияет на контакт родителей с детьми и параллельно приносит огромную пользу в формировании конкурентного поведения детей.